На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Эволюция вопроса в Генеральном соглашении за четверть века

Российский Север в фокусе внимания

Генеральное соглашение между российскими профсоюзами, работодателями и правительством, заключенное в 2017 году, бесспорно, ориентировано на развитие конкурентоспособной экономики в стране. А цель - повысить уровень жизни населения, прежде всего путем установления достойной зарплаты, создания новых, безопасных рабочих мест и условий для достойного труда во всех регионах.

В том числе - на Севере.

Это уже 13-е по счету Генсоглашение. В каждом из предшествующих северному вопросу уделяли особое внимание. Что и понятно: Север - основной в стране поставщик топливно-энергетических ресурсов, полезных ископаемых, лесопромышленной и рыбной продукции. И уже по этой причине вопрос обеспечения достойной жизни и работы людей на Севере никогда не отходил на второй план.

1992 - 1997

Уже в первом Генсоглашении на 1992 год появилось обязательство обеспечить государственную поддержку организациям, расположенным на Севере. Кроме того, была предусмотрена возможность отдельного соглашения по вопросам социально-экономического развития и соцзащиты населения северных регионов.

- Это было сделано позже, с принятием в 1993 году закона “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, - поясняет Светлана Есаулова, начальник социально-экономического отдела Нефтегазстройпрофсоюза. - И уже соглашение на 1994 год было дополнено обязательством сторон поэтапно реализовывать этот закон, не забывая про финансирование.

С каждым годом мер поддержки северян становилось больше. В Генсоглашении 1995 года были определены меры, обеспечивающие завоз грузов в те районы Крайнего Севера, где сроки навигации ограничены.

И меры, направленные на соблюдение госгарантий для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

А в Генсоглашении на 1996 - 1997 годы впервые вопросы Севера были выделены в VI раздел, который получил название “В области социально-экономических проблем северных регионов России”.

Профильную рабочую группу по данным вопросам в Российской трехсторонней комиссии возглавил Лев Миронов, в те годы - председатель Нефтегазстройпрофсоюза. В одном из своих выступлений он сказал:

- Усиление внимания к проблемам людей, проживающих и работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей - а именно там добываются основные объемы углеводородов - ни в коей мере не означает, что нужно забыть про остальные категории трудящихся. Это наша твердая позиция. Но Север должен иметь отдельный статус, отдельный раздел в Генеральном соглашении. И мы эту позицию всегда отстаивали и будем отстаивать.

В “северном” разделе соглашения появились новые пункты. В частности, это касалось принятия ФЗ “Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ”. Также было намечено проанализировать уровень оплаты труда на Севере, чтобы установить соотношение средней зарплаты (без учета северных компенсаций) и прожиточного минимума северян, равное аналогичным показателям в других регионах страны.

2002 - 2010

Подготовка проекта соглашения на 2002 - 2004 годы шла одновременно с завершением работы над Трудовым кодексом РФ, так что положения ТК были учтены. А в связи со стабилизацией социально-политической и экономической ситуации в стране Генсоглашение впервые было заключено на три года.

И опять в “северном” разделе появились новые пункты. Речь шла о сохранении районных коэффициентов и “северных” надбавок для внебюджетного сектора экономики. И о подготовке законодательных актов о возмещении затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Сюда относилось: начисление районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате, предоставление дополнительных отпусков, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно и др. В документе была зафиксирована договоренность завершить формирование основ районирования Севера России.

Вопросы районирования всегда стояли на повестке дня Нефтегазстройпрофсоюза. Развитие они получили в Генсоглашении на 2005 - 2007 годы, где было предложено определить критерии и методологические подходы к районированию северных регионов. Новые пункты касались обеспечения северян широким доступом к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и другим социальным услугам.

Впервые была обозначена проблема дефицита кадров на Севере, и стороны взялись разработать предложения для усиления государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов.

В Генсоглашении на 2008 - 2010 годы отражена разработка концепции районирования территории РФ по условиям хозяйствования, включая установление границ Арктической зоны и принятие федерального закона об Арктике.

В целях закрепления молодежи в северных регионах стороны впервые договорились установить людям в возрасте до 30 лет процентную надбавку к зарплате в полном размере с первого дня их трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - при условии проживания там не менее пяти лет.

Также впервые в “северном” разделе появился пункт об усилении социальной защиты детей-северян, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями.

А еще - впервые за свою 15-летнюю историю - Генсоглашение было сформировано и подписано без разногласий. Все его участники пришли к единому, компромиссному решению по главному вопросу - увеличению минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

2011 - 2017

Сильных изменений в 2011 - 2013 годах VI раздел не претерпел, но был дополнен пунктом об оказании медицинской помощи на базе санитарной авиации людям, работающим в отдаленных северных поселках, и вахтовикам.

В Генеральном соглашении на 2014 - 2016 годы “северный” раздел получил более широкое название - “Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” и был существенно переработан. Появились пункты об обеспечении стабильного развития моногородов. Был отражен спектр жилищных вопросов, в частности переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и т.д. Было договорено начать инкорпорацию норм законодательства СССР и РСФСР, касающихся северных регионов, в законодательство РФ.

В 2017 году соглашение было пролонгировано.

2018 - 2020

О “северном” разделе действующего соглашения, заключенного на 2018 - 2020 годы, рассказывает председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин:

- Цели VI раздела - сохранение производственного потенциала и развитие производительных сил северных регионов, комплексное стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение социальных гарантий гражданам. Северным вопросам Неф- тегазстройпрофсоюз России уделял и будет уделять пристальное внимание. С этой целью мы проводим “северные” конференции. Мы взяли обязательства перед северянами содействовать реализации комплексных документов по Северу, в том числе Стратегии развития Арктической зоны РФ и госпрограммы “Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ”. Кроме того, решено возобновить консультации по разработке стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

В соглашении появились новые пункты - например, о повышении на Севере доступности и качества медицинских и авиационных услуг. Последнее - включая обновление авиапарка, реконструкцию аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос.

В настоящее время для профсоюза актуальна задача сформировать систему дополнительных экономических и социальных стимулов, чтобы привлечь и закрепить молодежь на Севере. За три года стороны соглашения должны предложить, как обеспечить для детей-северян доступность летнего отдыха в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями. При этом соцпартнеры будут каждый год комплексно анализировать итоги детских оздоровительных кампаний.

Вместе с тем включение представителей сторон соцпартнерства в состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики усилит влияние федерального центра на решение всех этих вопросов.

- Для освоения ресурсов Севера требуются люди. А им нужны достойная и справедливая заработная плата, хороший социальный пакет, достойные условия труда и развитая инфраструктура для жизни. Надеюсь, что часть этих вопросов нам удастся решить в рамках реализации поручений, которые мы записали в VI разделе Генерального соглашения, - говорит Корчагин. - Мы будем стараться соблюдать преемственность в подходах к решению северных вопросов и довести до логического завершения те поручения и взаимные обязательства сторон, которые были приняты ранее.

А председатель Сургутской районной организации Нефтегазстройпрофсоюза Татьяна Зайцева, представляющая непосредственно северян, считает:

- “Северный” раздел Генерального соглашения дает импульс для упрочения правовых условий и гарантий социальной защиты северян, для самореализации молодежи на Севере. Ведь стабильный Север - это уверенность страны в завтрашнем дне.

Ссылка на первоисточник
наверх