На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
За что не надо платитьФото: Виталий Волков / wikipedia.org Пока эксперименты с бесплатным общественным транспортом успешно проходят в сравнительно небольших городах, но лиха беда начало... На фото - автобусный вокзал в Дюнкерке БЕСПЛАТНО КАТАЕМСЯ Город, пару лет назад ставший местом действия очередного блокбастера Кристофера Нолана (и давший ему название), на этот раз отметился довольно необычным решением своего руководства.
Дюнкерк сейчас - крупнейший из европейских городов, в которых общественный транспорт - бесплатный. Эксперимент начался еще в 2015 году, когда в 17 муниципалитетах, входящих в коммуну Дюнкерк с населением 200 тыс. человек, отменили плату за общественный транспорт (автобусы и поезда). По мнению нынешнего главы общины Патриса Вергриете, “данная мера - тройной вызов: социальной, экономической и экологической ситуации в стране”. Впрочем, дискуссии на тему отмены оплаты общественного транспорта во Франции не утихают. Противники данной системы делают упор на дороговизну и повышение нагрузки на транспорт. К примеру, в городе Шатору (72 тыс. жителей) годовое использование общественного транспорта утроилось с момента его освобождения от оплаты в 2001 году - до 5 млн поездок. У сторонников также есть аргументы. В Париже уже присматриваются к возможности внедрения бесплатного общественного транспорта. В настоящее время только 3 млрд евро из 10-миллиардного парижского транспортного бюджета обеспечиваются за счет продажи билетов - остальные средства субсидируются правительством. Некоторые предполагают, что дополнительное финансирование может быть привлечено путем взимания городского налога на перегруженность автомобилями, въезжающими в город.
Во всей Европе немало городов, где общественным транспортом можно пользоваться бесплатно. Отметим, что города не насчитывают и миллиона жителей - к примеру, Акюрейри в Исландии, Самоков в Болгарии, Икаст в Дании, Фредрикстад в Норвегии, Страконице в Чехии, небольшие городки в Польше (Гловно, Бродница). Кроме того, единственной европейской столицей с бесплатным общественным транспортом является Таллин, столица Эстонии. Отметим, что именно опыт Таллина использовался в Дюнкерке при разработке своего подхода к городской транспортной системе. В европейских же мегаполисах общественный транспорт платный не только из-за густонаселенности, но и из-за большей необходимости в личном транспорте. В Германии, однако, с начала 2018 года поговаривают об отмене в ряде городов платы за проезд в общественном транспорте. Основная причина - экологическая ситуация. Таким образом руководство страны планирует соответствовать требованиям Европейского союза к качеству воздуха и избегать штрафов. В заявлении правительства ФРГ, направленном в Еврокомиссию, указано: “Мы рассматриваем введение бесплатного общественного транспорта, чтобы сократить количество частных автомобилей”. В число городов, которые планируется включить в эксперимент, входят Бонн, Эссен, Херренберг, Ройтлинген и Мангейм - не самые крупные, но вполне подходящие для этих целей. Не платить за общественный транспорт можно не только в Европе. К примеру, тайская столица Бангкок предлагает бесплатный автобус для граждан страны и туристов - такие автобусы не оснащены системой кондиционирования воздуха. Правительство страны планирует сделать все автобусы в столице бесплатными, но относительно поездов таких планов пока нет. За океаном также практикуется бесплатный общественный транспорт - в США он есть в некоторых небольших городках (Балтимор, Вейл, Логан и т.д.). А в нескольких крупных городах (Майами, Колумбус) есть бесплатные автобусные маршруты. До октября 2012 года зона действия бесплатного общественного транспорта (автобусы и метро) в Сиэтле действовала 40 лет - но была отменена после требований водителей автобусов и машинистов метрополитена. НЕ ПЛАТИ ЗА ПОДЗАРЯДКУ Сервисы, имеющие отношение к жилищно-коммунальному хозяйству, встречаются в бесплатном виде намного реже бесплатного общественного транспорта. Тем не менее ряд государств обеспечивает население электричеством и водой бесплатно. Одна из таких стран - Катар, со средней годовой зарплатой 100 тыс. долларов. Гражданам и резидентам нет нужды оплачивать счета за ЖКХ - просто потому, что таких счетов не существует. Электроэнергию и воду жителям страны поставляет компания Kahramaa, которая, формально числясь государственной, оперирует как независимая корпорация на коммерческой основе. Для обеспечения бесплатного водоснабжения используется в основном грунтовая вода, запасы которой истощаются, а качество ухудшается. Довольно любопытная ситуация сложилась в Германии. Услуги ЖКХ в стране, разумеется, оплачиваются гражданами из собственного кармана. Но за счет возрастающей популярности возобновляемых источников энергии, в первую очередь ветряной и солнечной, предложение рынка энергопродуктов намного превысило спрос - поэтому счет за электроэнергию у большой части населения часто выходит отрицательным. Деньги не поступают на счета граждан, а отрицательный спрос способствует значительному снижению цен на электроэнергию в последующие годы. Еще одна страна с бесплатными (пока что) услугами ЖКХ - Туркменистан. Таковой она стала в период президентства Сапармурата Ниязова. Впрочем, Гурбангулы Бердымухамедов принял решение с 1 января 2019 года отменить это: со следующего года гражданам Туркменистана придется забыть о бесплатных электроэнергии и столовой соли, а еще о беспрецедентно низких тарифах на газ. Отмена вызвана стремительно ухудшающейся экономической ситуацией в стране. Решение, конечно, вызвало недовольство населения и одобрение Международного валютного фонда. * * * Вполне очевидно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В тех местах, где встречаются бесплатные сервисы, такие как транспорт или жилищно-коммунальные услуги, деньги из карманов налогоплательщиков вполне могут уходить на другие нужды и в другие области. Однако практика показывает, что при стабильной экономической ситуации можно обеспечить гражданам бесплатные жилищно-коммунальные услуги, а в маленьких городах вполне можно ввести систему общественного транспорта, за который населению можно не платить.
Свежие комментарии