На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Компартия Китая берет под контроль фанатское сообщество

СТЕРЕТЬ ИЗ ИНТЕРНЕТА ЗА ДВА ДНЯ В августе Китай потряс скандал. Известный китайский актер Чжан Чжэ Хань выложил в Instagram фотографии из храмов Ясукуни и Ноги в Японии, причем сделал это еще в 2018 и 2019 годах. В Ясукуни он побывал как турист, а в Ноги - как приглашенный на свадьбу гость. Молодой китаец не подозревал, что правительства Китая и Кореи неоднократно называли храм Ясукуни “местом, где прославляют военные преступления Японии” над Китаем и другими странами. Святилище Ноги было построено в память о генерале императорской армии Японии Ноги Марэсукэ, захватившем военно-морскую базу Китая во время Первой японо-китайской войны. Кстати, об истории и политическом контексте храма Ноги не знал и сам жених, это просто популярное место для свадеб в Японии, где святилище в первую очередь считают символом супружеской любви и верности (именно там Ноги и его супруга Шизуко покончили с собой после смерти императора Мэйдзи). Китайские СМИ обнаружили фотографии лишь сейчас, назвали Чжан Чжэ Ханя японофилом и потребовали, чтобы он проваливал жить в Японию. Тот опубликовал серию извинений, посетовал на свое невежество и заверил, что “никогда не колебался в своей любви к партии и стране”, однако это не помогло. За один день с ним расторгли все рекламные контракты и договор об участии в популярном телешоу. Его вырезают из уже снятого фильма, где он играл главную роль. Он исключен из Союза работников искусств Китая, в заявлении которого сказано: “Для профессионалов исполнительского искусства установление правильной точки зрения на историю является базовой этикой”. Более того, союз рекомендовал всем своим подразделениям бойкотировать актера. Это означает конец карьеры Чжан Чжэ Ханя: он не сможет больше быть актером или певцом в Китае. Все его аккаунты в соцсетях заблокированы, как и группы его фан-клубов. И вообще Чжан Чжэ Хань стерт из китайского интернета. Все, нет такого актера. Пострадал не только Чжан Чжэ Хань, но и ряд других актеров. Например, в конце августа со всех видеоплатформ Китая были удалены дорамы (так называют азиатские фильмы) с участием актрисы Чжао Вэй. В отличие от Чжан Чжэ Ханя официальные причины опалы Чжао Вэй неизвестны. Это могла быть фотография актрисы 2001 года в платье с принтом, похожим на японский военный флаг, встреча с Далай-ламой (Чжао Вэй могли обвинить в поддержке независимости Тибета) или с Хилари Клинтон (фотографию с ней могли счесть доказательством проамериканской позиции). Среди возможных причин называли и связь ее мужа с основателем Alibaba Джеком Ма, впавшим в немилость у китайских властей после того, как он публично раскритиковал финансовую и банковскую системы страны. Как бы то ни было, массовые блокировки популярных актеров и певцов начались практически одновременно, и это не совпадение. Власти не скрывают, что вплотную взялись за регулирование сферы культуры вообще и фанатской онлайн-культуры в особенности. Чтобы понять происходящее, нужно разобраться, кто такие айдолы и почему китайская фан-культура оценивается в 100 млрд юаней (15,6 млрд долларов) по данным за прошлый год. Ожидается, что к 2022 году этот рынок должен вырасти в 1,5 раза. ФАБРИКА ИДОЛОВ Жалкое подобие азиатской фанатской онлайн-культуры - это наши “Фабрики звезд” и “Дом-2”. В Азии дело поставлено на промышленные рельсы, а масштаб заставляет хвататься за голову. Бум этой культуры начался в 2010-х годах, причем Китай тут не новатор, скорее он почерпнул многое из Южной Кореи и Японии. Во всех этих странах работают фабрики, выпускающие айдолов, и корпорации делают на них огромные деньги. Что такое “айдол”? Понятие происходит от английского idol, то есть не просто “звезда”, а “суперзвезда”, идол. Чаще всего это участник музыкальной поп-группы или артист. Миллионные армии фанатов им буквально поклоняются: тратят огромные деньги - просто чтобы любимый артист был выше в рейтинге звезд. Они готовы скупать все, что рекламирует айдол, даже залезая в кредиты. В интернете фанаты собираются в группы, где часами обсуждают личную жизнь айдола, комментируют, ставят лайки и делают репосты. Однако жизнь айдолов сложно назвать счастливой или хотя бы безбедной. Фактически будущий айдол отдает себя в полное рабство компании, которая гарантированно делает из него звезду, заключив кабальный контракт. Отбирают подростков и детей с девяти лет. Чтобы попасть в список претендентов, нужно пройти жесткий отбор, то есть хорошо спеть, станцевать, уметь держаться перед камерой. Но самое главное - правильная внешность. Она должна быть “кавайи”, то есть миленькой. У корпораций, которые держат такие фабрики, есть четкие стандарты красоты, той, что пользуется максимальной популярностью, и чем больше подросток им соответствует - тем больше шансов, что именно из него будут лепить айдола. Зачастую лица подгоняют под единый стандарт с помощью пластических операций, и это входит в условия контракта. Вот как описывает свою жизнь и тренировки одна из девушек, которую отобрали в музыкальную группу айдолов, но она ушла: “Мне пришлось жить в их здании с другими стажерами в возрасте от девяти до шестнадцати лет. Если родители хотели приехать, они должны были заранее получить разрешение. Родственникам, которые являлись без предупреждения, отказывали в посещении. Обычно мы, ученики, просыпались в пять утра, чтобы попрактиковаться в танцах перед началом занятий в восемь часов. Когда школьный день заканчивался, мы возвращались в компанию, чтобы обучаться пению и танцам и продолжали практиковаться до одиннадцати вечера или даже дольше. Стажеры команды “А” спали в общежитиях по четыре человека в комнате. Остальные 200 человек спали вместе в огромной комнате и вынуждены были довольствоваться циновками на деревянном полу. Я видела, как измотанные стажеры команды “B” спали в танцевальных студиях после тренировки, потому что там были маты - почти то же самое, что и в общежитии. Внутри здания компании мы не использовали собственные имена, за исключением общения между собой. Каждому из нас дали номер и сценическое имя в соответствии с тем персонажем, которого выбрали для нас. Меня назвали Диа, но наши инструкторы всегда называли нас только по номерам, которые они видели на наклейках на наших рубашках. Это было странно, как будто мы участвовали в каком-то научном эксперименте. Если вы превысите установленный вес (47 кг независимо от возраста и роста), вам будут нормировать еду. Иногда забирали всю еду и давали только воду. Голодание было нормальным явлением. От истощения можно было потерять сознание. Часто нам приходилось помогать переносить потерявших сознание стажеров обратно в общежитие. Я была счастлива, когда мне сказали, что меня выбрали вокалистом. Но потом компания заявила, что рассматривает меня на альтернативную роль в группе, “вижуала”. Вижуал - это лицо группы. Вас выбирают для этой позиции из-за вашего внешнего вида и, что особенно важно, из-за того, как бы вы могли выглядеть в будущем. Они хотели изменить мне переносицу и “сбрить” линию подбородка. Пластические операции - нормальное явлением, и такая перспектива меня совсем не беспокоила. Я рассматривала это как вложение в свое будущее - стоимость операции была бы добавлена к моему долгу перед компанией. Если бы я решила уйти до истечения срока контракта, мне пришлось бы полностью оплатить свое обучение, что составило бы тысячи долларов”. Айдолу придумывают новую личность, характер, склонности, что он любит и чего не любит. Корпорацию не интересует, какой ты на самом деле. Если хочешь славы - постоянно соответствуй придуманному продюсером образу. Но даже став айдолами, юноша или девушка вынуждены заниматься изматывающими тренировками, не могут спать и есть, сколько хотят, жить, как хотят. Вся их жизнь контролируется корпорацией, которая сделала из них айдолов. Фактически первые годы те отрабатывают вложенные в них деньги. Айдол существует для обслуживания публики. Вплоть до того, что контрактом прописано: айдол не имеет права заводить романтические связи - ведь фанаты должны представлять себя на месте его второй половинки. Вся эта система не работала бы, если бы миллионы людей в азиатских странах не были готовы обожать кумиров. Тех, кого им подсунет очередная корпорация. Иногда это доходит до умопомешательства. Так, к скандалу привела обычная маркетинговая акция по продаже молока. Производитель на пачках размещал QR-код, который засчитывал голос за любимого айдола в шоу Youth with You. И тысячи участников фан-клубов стали скупать молоко этой фирмы, чтобы поддержать кумира. Сам товар им был не нужен. Скандал разразился, когда в интернет попало видео, где фанаты сливают молоко в канализацию. Китайские власти, продвигающие политику сокращения пищевых отходов, были, мягко говоря, не в восторге. Однако не только корпорации управляют действиями фанатов, но и те чувствуют себя вершителями судеб. Некрасивая история случилась с нашим соотечественником, Владиславом Ивановым, известным как Лелуш. Он из любопытства пришел на китайскую “Фабрику звезд” и быстро понял, что это его не прельщает. Однако было уже поздно: контракт заключен, а чтобы разорвать его самостоятельно, пришлось бы выплатить огромную неустойку. Тогда Владислав попытался покинуть проект, став самым худшим исполнителем. Узнав о его желании, фанаты “по приколу” решили его не отпускать и голосовали за него, как бы плохо он ни пел. Только после масштабной акции в его поддержку фанаты смилостивились и перестали накручивать голоса. По сути, фанаты пытаются управлять чужой жизнью, так как не могут контролировать свою. Например, не могут уйти с работы из-за начальства, зато в шоу становятся боссами и могут распоряжаться жизнью другого человека. КРАСНЫЙ КОНТРОЛЬ Компартия Китая взялась за регулировку этого рынка в августе нынешнего года. Отдел пропаганды Центрального комитета партии заявил, что усилит контроль над контентом индустрии, что затронет даже игровых онлайн-стримеров. Отдел займется моральным обликом представителей всей сферы - будет сурово карать за нарушение закона и непристойное поведение, лишая возможности реабилитироваться. Причем только в прошлом году государственные СМИ Китая восхваляли культуру фанатов за пропаганду “позитивной энергии”, ссылаясь на фан-клуб вымышленного персонажа, выступившего в защиту политики Пекина во время протестов в Гонконге. Сейчас же государственные СМИ называют регулирование фанатской онлайн-культуры “расчисткой хаоса”. Управление по вопросам киберпространства представило план работы из 10 пунктов. Среди них усиление контроля за всеми фан-сообществами и блокировка “нелегальных” (то есть неподконтрольных). 27 августа в главной газете компартии Китая вышла программная статья - своеобразное предупреждение: “Если вы хотите продолжать карьеру деятеля искусства, то вы должны придерживаться норм закона и морали. Как только вы переступаете черту, ваша карьера достигает финиша”. 30 августа генсек партии Си Цзиньпин провел совещание, на котором утвердил “ряд руководящих принципов” по общему процветанию, по правам интеллектуальной собственности, по борьбе с монополиями и с загрязнением окружающей среды. “Общее процветание” для Китая - не просто слова. Впервые об этом заявил в 1950-х годах Мао Цзэдун, а затем в 1980-х годах повторил Дэн Сяопин, который модернизировал экономику. Как заявил Дэн Сяопин, если сначала позволить некоторым людям и регионам разбогатеть, это ускорит экономический рост и поможет достичь конечной цели - общего процветания. Мы уже видим, что Китай стал одной из крупнейших экономик мира. Однако сейчас в стране усилилось неравенство, особенно между городскими и сельскими районами, и это угрожает социальной стабильности. Китайские лидеры пообещали использовать налогообложение и другие рычаги перераспределения доходов для увеличения доли граждан со средним уровнем дохода, повышения доходов бедных, “рационального регулирования чрезмерных доходов” и запрета незаконных доходов. “В настоящее время Китай сталкивается со все более суровой и сложной международной обстановкой. США осуществляют свои военные угрозы, проводят экономические и технологические блокады, наносят финансовые удары и ведут политическую и дипломатическую осаду Китая. США также начали против нас биологическую и кибервойну. Если нам по-прежнему придется полагаться на крупных капиталистов как на главную силу в борьбе против империализма и гегемонизма или мы все еще будем сотрудничать с американской отраслью “массовых развлечений”, наша молодежь утратит свою сильную и мужественную энергию, и мы потерпим такой же крах, как Советский Союз, даже еще до того, как подвергнемся настоящей атаке. США начали “цветную революцию” против Китая по разным каналам. Глубокие преобразования, происходящие в Китае, направлены на то, чтобы ответить на жестокие и свирепые атаки США, а также на текущую сложную международную ситуацию”, - написал в своем блоге Ли Гуанмань, бывший главный редактор газеты Central China Electric Power News. Его статья была перепечатана основными государственными СМИ Китая. Многие посчитали, что статья Ли - предвестник “Культурной революции 2.0”, которая будет поощрять всеобщее равенство и подавлять индивидуализм. Впрочем, сложно говорить об индивидуализме применительно к айдолам и фанатской онлайн-культуре. Скорее, тут надо прислушаться к словам Чжан Иу, профессора культурных исследований в Пекинском университете. Он полагает, что понимание китайской молодежью людей и общества упрощается, если она проводит много времени в фан-группах, где все поделено лишь на черное и белое, без золотой середины или сложности. Упрощенное мышление делает фан-группы легкой мишенью, их легко использовать порочным людям и иностранным силам, что представляет огромную угрозу национальной идеологической безопасности. - Нам срочно необходимо управлять фан-группами и заниматься идеологией этих молодых людей, направляя их на рациональную поддержку своих кумиров, - считает Чжан. И вроде бы соглашаешься с его словами, но задумываешься: заменить одних айдолов на других - так ли хороша эта идея на самом деле?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх