На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Форма протеста при нехватке ресурсов на забастовку

ЛЕГКО ЛИ ВЫЙТИ НА ЗАБАСТОВКУ Для начала задам вопрос профсоюзным лидерам. Кто проводил забастовку в соответствии с ТК РФ? А кто пытался организовать ее и прошел хоть некоторые стадии коллективного трудового спора (далее - КТС)? Сдается мне, что на первый вопрос утвердительно ответят единицы. На второй - больше, но не думаю, что сотни и тысячи. Проведение забастовки, как и всего КТС, осложняется двумя моментами. Первый - крайне сложная процедура, закрепленная в ТК. Следуя ей, выйти на забастовку как конечную стадию КТС почти невозможно. Еще на заре своей деятельности я пытался дойти до нее. Опыта было мало, но я ввязался в бой на одном из лесопильных комбинатов. Провели конференцию работников. Это было нелегко, хотя первичка объединяла около 20% коллектива. Выдвинули требования к работодателю, тот в положенный срок не ответил, и началась процедура КТС. Споткнулись уже на стадии примирительной комиссии - не создали ее за два рабочих дня, как то предписывает ТК. И госорган по урегулированию КТС (комитет по труду администрации области) заявил, что процедура нарушена и спор исчерпан, собственно, толком и не начавшись. До забастовки тогда было - как до пределов Солнечной системы. Вторая сложность связана с тем, что многие профлидеры считают КТС вредным и опасным мероприятием. А слово “забастовка” даже слышать не хотят. Они не меньше (если не больше) работодателя дорожат социальным миром и считают, что ни в коем случае нельзя “будоражить” коллектив. То есть они взяли на себя ответственность перед работодателем за отсутствие коллективных действий и не могут не оправдать его доверия. Когда я работал председателем обкома, мне довелось спросить лидера первички одного комбината: не считает ли она, что прервать спячку в отношениях с работодателем (а он совсем уж стал пренебрегать профсоюзом) поможет хорошенькая забастовка? “А кто семьи кормить будет?!” - зашипела она, глядя на меня, как волчица на стервятника, позарившегося на корм ее детенышей. Это стало одним из примеров, когда я чувствовал, что мои запросы больше, чем у председателя первички. Обычно низы подталкивают верхи. А тут получалось наоборот. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА Мои дальнейшие советы не помогут профлидерам, для которых социальный мир на предприятии превыше всего. Их удел - переговоры, а не протестные действия. Но как быть тем первичкам, которые оказались в переговорном тупике? Которым вся логика взаимоотношений профсоюза с работодателем подсказывает, что надо переходить к “силовым” действиям, а потенциала на них не хватает? Ведь КТС и забастовка как его кульминация требуют огромного напряжения сил, единства подавляющего большинства коллектива, и не на словах, а на деле, наличия зрелых лидеров во главе, реальной поддержки отраслевого профсоюза и регионального профобъединения. Чаще всего не выполняются не только все, а даже одно-два условия. Предлагаю альтернативу. Не столь яркую и действенную, но способную заинтересовать многие региональные СМИ. К тому же она несравнимо проще - пикетирование. Не обычное, когда протестующие собираются с плакатами у заводоуправления. А приуроченное к годовому собранию акционеров. Внешне акция не будет отличаться от обычного пикетирования. Разница именно в обращении собравшихся к акционерам, то есть к тем, кто в данный момент утверждает годовой финансовый отчет и распределяет прибыль. Вот именно эту прибыль и нужно потребовать направить на повышение зарплаты. На какой процент - зависит от ситуации. Главный плюс мероприятия и заключается в обращении не к директору или совету директоров - а к акционерам, которые принимают судьбоносные для компании решения. Это и будет основной “фишкой” пикетирования. КОГДА СОБИРАЮТСЯ АКЦИОНЕРЫ Извещение о месте, времени и повестке дня годового собрания акционеров публикуется в местных СМИ - это публичная информация, которой и должен воспользоваться профсоюз. Место может быть любое, не обязательно на территории предприятия. Акционеров с учетом миноритариев бывает немало. Понадобится актовый зал, которого на предприятии может и не быть. Поэтому на место проведения собрания нужно обратить особое внимание. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ АКЦИЮ Надо, чтобы мероприятие получилось ярким, интересным для непрофсоюзных СМИ. Важно как можно раньше запланировать его и в зависимости от количества газет и телекомпаний в городе провести с ними работу на предмет их присутствия. Важно обеспечить явку. Возможно, людей придется везти к месту собрания акционеров - подумайте о транспорте. Заготовьте побольше транспарантов и плакатов. На одном из плакатов, когда шло пикетирование собрания акционеров Кукуевского ЛДК, красовалось: “Голодный лесопильщик - позор города”. Нужно осознавать: ваши требования вряд ли сразу выполнят. А возможно, не выполнят и потом. Главное, чего получится добиться, - пиар-эффекта и большого раздражения работодателя. Особенно если он формирует имидж предприятия социально ориентированного, выпускающего продукцию мирового уровня. Если вовремя оповестить СМИ о предстоящем пикете и его требованиях, приготовить красивые плакаты и доставить к месту событий побольше пролетариата - людей с обветренными, суровыми лицами, полными решимости бороться за свои права, а также хорошо продумать, что говорить в интервью газетчикам, а то и телевизионщикам, то нужный эффект гарантирован. После упомянутой акции газета “Огни Кукуева” писала: “На пикет собрались люди не молодые и не старые. Большинству 40 - 45 лет. Учатся дети. До пенсии далеко. Лица серьезные. Это соль рабочего класса нашего города, нашей страны. Они вышли отстаивать свои законные интересы, и акционеры будут неправы, если не пойдут навстречу их требованиям”. “Мамка на пакетирование собралась!” - рассказывала в школе одноклассникам дочка мастера одного из цехов. Хоть в эпиграф выноси эту сермяжную правду рабочих будней. Не так уж сильно она отличается от того, о чем писал Горький в начале ХХ века. “Столетье промчалось…” Разницы-то немного. Другое подобное мероприятие было приурочено к собранию акционеров целлюлозно-бумажного комбината, расположенного в небольшом северном моногороде. Переговоры о повышении зарплаты зашли в тупик, и профком решился действовать. Небольшая площадь у заводоуправления, где проходило собрание, была набита битком. Персональная ответственность работникам не грозила, пикет проведен был в обеденный перерыв. При трудовом коллективе 5000 человек на пикет пришло около 500, лишь 10%. Но этого хватило, чтобы создать ощущение массовой поддержки профсоюзной акции. Я, как председатель обкома, взял на себя работу с другими отраслями. В результате среди протестующих маячили плакаты: “Работники сельского хозяйства поддерживают требования рабочих ЦБК”, “Траловый флот - за бумажников!” и пр. Были и небольшие делегации с других предприятий леспрома, что поддерживало видимость всенародного протеста. Председатель профкома не успевала раздавать интервью газетчикам и телевизионщикам. Событие было неординарное. Еще бы: после стольких лет затишья и видимости благополучия трудовой коллектив градообразующего предприятия вышел к акционерам и требует повышения зарплаты! А для этого моногорода, пребывающего в вечном полусне, акция была сопоставима с разорвавшейся бомбой. О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ Основное преимущество такого пикетирования - легкость проведения и небольшие затраты. Второй плюс - яркость “вывески” события, а значит - интерес к нему непрофсоюзных СМИ. Есть и еще один плюс: пикетирование с политическими целями может стоить вам нескольких лет свободы, а пикеты с трудовой тематикой пока не имеют последствий (хотя не исключаю, что скоро ситуация изменится). Минус же в том, что годовые собрания акционеров, как правило, проходят в мае, и если конфликт назрел летом или осенью, пикетировать будет нечего. Другой минус: если работодатель - буржуй-людоед, то, скорее всего, чихал он на все эти пикеты и пиар-эффекты. Посмотрит он на вашу акцию, плюнет со злостью и закрутит гайки со всей силой. Тем не менее. Подобный пикет может стать реальной заменой забастовке. Никто не обязывает вас проводить КТС. Тем более если вы не видите объективных предпосылок в виде готовности рабочего класса к более решительным действиям. Многие тупиковые ситуации разрешаются только через конфликт. Обращение рабочих напрямую к акционерам путем пикетирования годового собрания считаю неплохим шансом на выход из тупика.

 

Ссылка на первоисточник
наверх