На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
Фонд соцстраха запустит 24 суперсервиса к 2024 году
Цифровая трансформация госуслуг ГРОМОЗДКАЯ СИСТЕМА Положенными государственными мерами соцподдержки пользуется лишь половина россиян. Такую статистику привел в ходе семинара-совещания Фонда социального страхования заместитель директора департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов: - По данным за 2018 год, у нас было более 40 млн фактических получателей мер социальной поддержки.
При этом, по нашим оценкам, потенциальных получателей - примерно в два раза больше. То есть половина граждан не получает те меры соцподдержки, которые им положены. Аронов назвал основные причины, по которым люди не используют положенные им социальные гарантии и льготы. Это чрезмерная сложность получения государственной помощи, отсутствие у граждан информации о своих правах, а также мизерность отдельных мер соцподдержки. По его словам, ведомство готовится унифицировать существующие меры соцподдержки и оптимизировать варианты получения гарантий. Об этом же говорил и председатель комитета по социальным вопросам Заксобрания Нижегородской области Надир Хафизов: - Мы отмечаем чрезвычайную громоздкость системы. Путаются депутаты, путаются даже специалисты отраслевых ведомств. Конечно, цифровизация - единственный способ сделать эту систему прозрачной и близкой гражданам. Заодно планируется решить другие проблемы системы, в частности, унифицировать предоставляемые в регионах меры. - Компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ есть практически в каждом регионе, но в одном срок принятия решения о назначении этой меры может составлять 10 рабочих дней, а в другом - 58 календарных, что странно. Так не должно быть, - пояснил Аронов.
СУПЕРСЕРВИСЫ Все эти проблемы - и для фонда, и для граждан - сможет решить цифровизация. Именно о ней больше всего говорили на семинаре-совещании, а также приводили примеры успешных проектов, например электронного листка нетрудоспособности. Это нововведение в ФСС оценивают положительно и пропагандируют отказ от бумажного больничного. Пока что в электронном виде предоставляются лишь некоторые услуги, но в ФСС замахнулись на глобальные изменения. В течение нескольких лет запланирована цифровая трансформация госуслуг. Для этого фонд плотно работает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). Как рассказал замдиректора департамента развития цифрового государства Минкомсвязи Валерий Ткаченко, сейчас на портале государственных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг - ЕПГУ) 97 млн учетных записей, из них более 65 млн - подтвержденные. Причем если в 2017 году через ЕПГУ было получено около 40 млн услуг, то за неполный 2019 год - уже 94 млн. Такой рост лучше всего говорит о востребованности электронного сервиса. Чтобы запросить услугу, - человеку нужно о ней знать, а еще - знать, что она ему положена. Сейчас это не так, часто люди просто не в курсе, что имеют право на соцподдержку. Поэтому задумано оперировать таким понятием как “жизненная ситуация”. Это может быть рождение ребенка, переезд в другой регион или поступление в вуз. На уровне правительства утвержден перечень из 24 суперсервисов - по сути, жизненные ситуации, сгруппированные по блокам. - Набор этих жизненных ситуаций покрывает львиную долю взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Для реализации каждого суперсервиса на уровне правительства создана рабочая группа, в которую входят представители федеральных, региональных органов власти, экспертного сообщества, - поясняет Ткаченко. Разные суперсервисы, по его словам, заработают в разное время, но все должны запуститься до 2024 года. Причем подход к оказанию услуг намерены полностью изменить. Если сейчас гражданин должен сам запрашивать ту или иную меру соцподдержки, то после внедрения суперсервисов государство будет уведомлять человека о том, что ему положены какие-то услуги из фонда социального страхования. - Процесс оказания услуги должен быть формализован, в идеале - она должна оказываться автоматически, без участия чиновника. Сейчас такие примеры есть: это выписки из Росреестра, Пенсионного фонда. Ряд лицензий выдается в электронном виде. Да, будут исключения. Это услуги, связанные с безопасностью: например, разрешение на оружие, удостоверение частного охранника - то есть такие, где необходима личная встреча. Все остальные должны быть в цифровом виде, автоматическими, - сказал Ткаченко. ПРИМЕР СУПЕРСЕРВИСА Суперсервис “Рождение ребенка” позволит родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома. В цифровом профиле будущей мамы появятся электронный родовой сертификат и лист нетрудоспособности. Суперсервис сообщит о положенных пособиях для беременных и поможет быстро их оформить прямо из дома. Заявление заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета. За несколько месяцев до родов сервис позволит записаться в родильный дом. Справка о рождении ребенка появится в цифровом профиле мамы. Система предложит родителям заказать базовый комплект документов ребенка: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справка о регистрации и сертификат на материнский капитал. Маме останется только внести в заявление имя малыша, информацию о месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласуется с отцом ребенка, после чего родители получат уведомление о готовности документов. Они придут в электронном виде и сохранятся в цифровых профилях родителей. При желании можно получить их бумажные версии в МФЦ или заказать платную доставку курьером. Для получения федеральных и региональных пособий, положенных в связи с рождением ребенка, маме необходимо будет лишь проверить данные в заявлении и подтвердить его отправку. Через некоторое время деньги поступят ей на карту. Далее сервис предложит родителям прикрепить ребенка к поликлинике и записать его в детский сад. Прикрепление к детской поликлинике также не требует личного присутствия родителей, достаточно подать электронное заявление. Запись в детский сад возможна с первого месяца жизни ребенка. Для этого необходимо лишь отправить заявление и отслеживать статус в очереди. По данным Минкомсвязи России, суперсервис “Рождение ребенка” сократит оформление документов и выплат до 15 минут.
Свежие комментарии