На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
Шоферское братство Америка, конец 1970-х годов. Звезда Голливуда, автор вестернов и боевиков Сэм Пекинпа приступает к съемкам одного из своих последних фильмов, “Конвоя”. Пекинпа к этому времени уже серьезно страдал от алкогольной и наркотической зависимости, поэтому фильм поручили снимать второму режиссеру картины Джеймсу Коберну.
На результате это не сказалось плохо, скорее наоборот - “Конвой” стал самой коммерчески успешной работой в карьере Сэма Пекинпа. Фильм купили даже в СССР. В основе сюжета - конфликт дальнобойщиков с дорожной полицией. Последние штрафуют водителей грузовиков за превышение скорости, и чаще это оборачивается грубым вымогательством. Перед нами типичное роуд-муви, первая половина которого вызывает больше зевоту, чем повышенный интерес к происходящему. Бескрайние поля и пустынная дорога впереди, остановки в кафе и флирт с женщинами. Действие приобретает остроту с появлением шерифа, главного врага дальнобойщиков. Первая запоминающаяся сцена - это драка в кафе, в результате которой шериф Лайл Уоллес оказывается прикован к барному стулу. Вообще сцены драк и аварий в фильме сняты на высшем уровне. Даже равнодушный к таким кадрам зритель будет заворожен. Ближе к середине в картине появляется политическое звучание. Главный герой по прозвищу Резиновый Утенок неожиданно становится организатором стихийного протеста шоферов. Утенок едет во главе колоны грузовиков, к которой присоединяются все больше и больше водителей. Всем им надоело обслуживать неумеренные аппетиты автоинспекторов. И здесь параллельно начинают развиваться две важные темы.
Первая - это тема солидарности дальнобойщиков, показывающих, что они - сила и с ними лучше договориться по-хорошему. Вторая - поведение представителей власти. Диалога с Утенком и его коллегами добивается помощник губернатора штата. Он, кажется, искренне хочет понять цель их протеста. Вскоре, однако, выяснится, что губернатор участвует в выборах, ему не нужны лишние проблемы, поэтому он и отправляет помощника к дальнобойщикам. Наверное, советский зритель в этом фильме сделал для себя много открытий. Здесь можно было увидеть не только то, как во вражеской Америке процветает вымогательство, но и как проходит предвыборная кампания, а еще как работают СМИ. Например, когда о протесте водителей грузовиков знает уже вся страна, журналист пытается купить у подруги Резинового Утенка фотографию, предлагая ей 500 долларов. Капитализм во всей красе, одним словом. К концу фильма тема отношения власти к протесту дальнобойщиков выходит на первый план. А роуд-муви превращается в сатирическую комедию с элементами сюрреализма. Губернатор обращается к водителям не иначе как “братья шоферы” и говорит, что именно в них живет истинный дух Америки. “Голос Резинового Утенка будет услышан”, - обещает губернатор. Все эти заявления звучат на траурной церемонии прощания с Утенком, который несколькими кадрами ранее на своем грузовике рухнул с моста в реку. И здесь настигает главное разочарование. Авторы фильма разыграли не только губернатора, но и зрителей. Резиновому Утенку удалось выжить, практически как герою сказок. Он продолжает свой путь по бескрайним дорогам Америки вместе с другими водителями грузовиков. Они победили и стали еще сильнее. Но есть и серьезный вывод из этой истории - победить можно только объединившись, когда слово “солидарность” приобретает значение девиза, а простые мужики за рулем больших машин становятся похожи на мушкетеров, у которых, как известно, “один за всех и все за одного”. ГАЛЕРКА Александр Шершуков: “Конвой” впервые я как раз и смотрел в советском кинопрокате. Ориентируясь, правда, не на социальный смысл, а на героиню Эли Макгроу (и там есть на что ориентироваться!). Если же оценивать “социалку”, то собственно “профсоюз” в фильме появляется единственный раз: в диалоге главного героя - водителя с главным злодеем - шерифом, когда Резиновый Утенок говорит тому, что скоро полицейские войдут в профсоюз дальнобойщиков. По большому счету, это фильм о возможности протестной самоорганизации людей. Когда имеющиеся структуры не удовлетворяют потребности, но желание защитить свои права - главенствует. Впрочем, так ли уж далеки от нас проблемы роста цен на бензин, беспредела полиции на дорогах и вымогательства? Конечно, глупо ждать от дорожной истории организационно-юридического рецепта разрешения социальных неурядиц. Особенно глядя на драку водителей с полицейскими в закусочной, выдержанную, скорее, в традициях вестернов. Однако, если мы вспомним, что американский профсоюз дальнобойщиков был и остается одним из наиболее сильных объединений в США, то на экране мы действительно можем увидеть не форму, но дух этого объединения. В сопровождении Эли Макгроу. АФИША “Конвой” Фильм 1978 года о борьбе американских дальнобойщиков с коррупцией на дороге. Они вступают в конфликт с шерифом, который вымогает деньги, и в знак протеста создают “конвой” - колонну из многих грузовиков. Во главе становится опытный дальнобойщик по прозвищу Резиновый Утенок. Награды: 1980 - награда “Золотой экран” Федеральной ассоциации кинотеатров Германии, присуждаемая фильму, если в течение 18 месяцев на его показы по всему миру было продано более 3 млн билетов. Действующие лица и исполнители: Мартин “Резиновый Утенок” Пенуолд - Крис Кристофферсон; Мелисса - Эли Макгроу; шериф Лайл Уоллес - Эрнест Боргнайн, Бобби “Розовая мечта” - Бёрт Янг. Материал опубликован в “Солидарности” № 2, 2019
Свежие комментарии