На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Не утонуть бы в оценке и многообразии рисков

Предыдущие материалы по теме - см. “Солидарность” № 20, 22, 2021 Для бизнеса, особенно иностранного, который намерен инвестировать в российскую экономику, интерес представляют не столько профессиональные риски, предусмотренные ТК РФ, сколько бизнес-риски. Если рухнет бизнес компании, цепная реакция потерь затронет и трудовые интересы работников. В этой связи работодателям важна оценка экономически рисков: кредитных, правовых, экономических, валютных, страховых и др. До пандемии мало кто серьезно задумывался о биологических рисках, их влиянии на экономику и трудовые отношения. Сейчас этот вид риска стал значимым, он существенно влияет на все другие. Работников либо отправляли в отпуска, на удаленку, либо увольняли. Работодатели терпели убытки, приостанавливали деятельность. Закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ “О биологической безопасности в РФ” поднял вопрос о необходимости оценки биологических рисков. Все виды рисков взаимосвязаны. Это касается и рисков профессиональных, часть из которых связана с компетенцией и квалификацией персонала. Тут следует обратить внимание на разные трактовки этого понятия на законодательном уровне. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК - ПОНЯТИЕ СОБИРАТЕЛЬНОЕ Согласно ст. 3 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24.07.1998 № 125, “профессиональный риск - вероятность повреждения (утрата) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудового договору и в иных установленных настоящим законом случаях”. Статья 209 ТК РФ определяет профессиональный риск как “вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами”. Являются ли эти два определения удачными и полными? Ведь описывается, скорее, не профессиональный риск, а риск несчастного случая или профзаболевания. С 1 марта 2022 года вступят в силу поправки к ТК РФ, внесенные законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ. В соответствии с ними в ст. 209 дано новое определение понятия “профессиональный риск”. Это “вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья”. Здесь уместно сделать акцент на важной детали. Из нового определения исключили выражение “другими федеральными законами”. Да, его можно исключить из закона, но это вовсе не значит, что на работника в период исполнения трудовых обязанностей не будут воздействовать риски, предусмотренные “другими федеральными законами”. Стремление узаконить “самостийность” профессиональных рисков, которое нашло отражение в изменениях ТК РФ, и лишить их увязки с другими рисками сложно отнести к числу достоинств нового определения. По мнению автора, профессиональный риск - риск комплексный, или собирательный, и его необходимо учитывать комплексно. СМЕЖНЫЕ РИСКИ Помимо биологических ряд других рисков тоже представляет угрозу для жизни и здоровья работника. Вот примеры. В 2020 году зарегистрировано 439 100 пожаров, при которых погибли 8262 человека. Часть из этих погибших и пострадавших при пожарах находились при исполнении трудовых обязанностей. До появления в ТК РФ понятия “профессиональный риск” был принят ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Согласно закону, индивидуальный пожарный риск может привести к гибели человека из-за воздействия опасных факторов пожара. А социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей из-за воздействия опасных факторов пожара. Позже был издан пакет подзаконных документов, то есть больше 10 лет назад МЧС России установило своего рода прецедент для других федеральных органов исполнительной власти, показав, как надо формировать законодательную и нормативную базу по рискам. Есть и другие примеры. Так, Главный государственный санитарный врач РФ утвердил 29.11.2018 документ “МР 2.2.0138-18. 2.2. Гигиена. Гигиена труда. Оценка профессионального риска на химических производствах. Методические рекомендации”. А приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.04.2016 № 144 утверждено Руководство по безопасности “Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах”. МОДА НА РИСКИ Как говорят, “аппетит приходит во время еды”. Так и тут: все структуры федерального уровня, имеющие отношение к контрольно-надзорной деятельности, стали заниматься оценкой и управлением рисками. Это неплохо, но все должно быть целесообразным, разумным, экономически оправданным. Минтруд России должен был еще 10 лет назад разработать Порядок оценки уровня профессионального риска. Но до сих пор такого акта нет. Дабы как-то выйти из ситуации, Минтруд издал приказ от 19.08.2016 № 438н, утвердивший Типовое положение о системе управления охраной труда. В него включен перечень из 70 опасностей, угрожающих жизни и здоровью работников. Исходя из специфики своей деятельности, работодатель должен оценивать эти риски. Так, в перечень входят опасности: падения; вдыхания паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма; укуса животными; отравленной пищи; опасность утонуть в водоеме и т.д. Споткнуться, поскользнуться и упасть могут все. Вокруг этой и ряда других опасностей можно устроить “бурю в стакане” и наплодить далекие от жизни меры. Но не приведет ли это к росту бумаготворчества и к дополнительной нагрузке на бизнес (в итоге на каждого из нас) без пользы для конкретного работника? НОВАЯ ПЕСНЯ НА СТАРЫЙ ЛАД По инициативе Минтруда в новый Х раздел ТК РФ, введенный законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ (вступит в силу с 01.03.2022), включена новая статья 218 “Профессиональные риски”. Она предусматривает: “При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. При проведении спецоценки условий труда на каждом рабочем месте выявлялись воздействующие на работника факторы, которые представляют опасность (риск) для его жизни и здоровья. Возможно, именно поэтому должностные лица Минтруда в течение 10 лет не разрабатывали и не вводили в действие - вопреки предусмотренному законом от 18.07.2011 № 238-ФЗ - Порядок оценки уровня профессионального риска. Зато для коммерческих структур, проводящих СОУТ, с 2013 года (с момента принятия ФЗ “О специальной оценке условий труда”) наступила эпоха благоденствия. Каждое рабочее место надо было за деньги работодателя оценить по условиям труда. Прошло время, запрос на СОУТ снизился. Но аппетит коммерческих структур, которые ее проводили, не упал. И они с новой силой заговорили о необходимости оценки профессиональных рисков - как о новшестве, которое поможет улучшить положение дел с охраной труда. Благое дело - об этом шла речь в ТК РФ еще 10 лет назад. Стремление коммерческих структур, оказывающих услуги в сфере охраны труда, было поддержано Минтрудом. В итоге в ТК РФ появилась отдельная статья 218 “Профессиональных риски”. При их оценке теперь не будут учитываться риски, установленные “другими федеральными законами” (промышленные, пожарные, биологические и т.д.). Кроме того, Минтруд учел предыдущий опыт и отвел себе скромную роль разработчика Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска. Это - вместо обязательного Порядка оценки уровня профессионального риска, как было предусмотрено ранее. Сейчас Минтруд готовит приказ, который утвердит указанные Рекомендации. Этот объемный документ (больше 70 страниц) рекомендует работодателю, как по различным методикам оценивать профессиональные риски и готовить большое количество бумаг. Если работодатель не может сделать это самостоятельно, ему помогут специалисты экспертных организации - на договорной основе. Образно говоря, коммерческим структурам открыли второе дыхание. С 01.03.2022 приказ Минтруда должен вступить в силу - и все работодатели, если не хотят нарваться на административные штрафы и другие неприятности, будут вынуждены оценивать профессиональные риски. Будет ли от этого конкретная польза работникам, в особенности рабочих профессий, с кем чаще всего происходят несчастные случаи, сказать сложно. Но количество бумаг и нагрузка на бизнес точно возрастут. *   *   * В свое время в порыве борьбы с пьянством активно уничтожали виноградники. Это была своеобразная дань моде. Сегодня похожая ситуация - в сфере оценки и управления рисками. Риски надо оценивать, но не следует видеть в этом панацею. Во всем необходим здравый смысл и разумная достаточность.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх