
Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 3, 2017
3D В ТРОЛЛЕЙБУСНОМ ПАРКЕ
Троллейбус на Южном берегу Крыма — элемент местного колорита. Новенькие белые, с изогнутыми зеркалами по бокам появились не так давно. А еще несколько лет назад на горных трассах и в крымских городках чаще встречались машины-старожилы с круглыми фарами-глазами.
Помню, как я сама впервые ехала на таком по маршруту Симферополь — Ялта, наслаждаясь окружающими видами и ощущением возвращения в прошлое…А ведь действительно — троллейбус тоже можно назвать визитной карточкой ЮБК. Впервые он появился в 1959 году в Симферополе. Вскоре был открыт первый участок трассы — до Алушты, его построили всего за 11 месяцев. В Музее истории электротранспорта и строительства дорог на Южном берегу Крыма, расположенном в симферопольском ГУП РК «Крымтроллейбус», до сих пор хранятся ножницы, которыми тогда перерезали красную ленточку перед запуском первой машины. И макеты троллейбусов, впервые выехавших из Симферополя и из Алушты.
На фото: макеты двух троллейбусов, которые первыми осенью 1959 года вышли на трассу из Алушты и Симферополя.
— Чуть позже уже не спеша дотянули трассу до Ялты, — воодушевленно рассказывает мне хранитель музея Андрей Славный. — И с июля 1961 года наша трасса от Симферополя до Ялты через Алушту — единственная в Европе и самая длинная в мире горная троллейбусная трасса протяженностью 85 км! Правда, местные жители любят считать от аэропорта — 96 км, но это уже неофициально. Кстати, ближайшая к нам по расстоянию трасса, английская, — всего-то 52 километра.
Андрей Георгиевич показывает макеты старых троллейбусов. Конечно, мне названия марок 8ТР, 9ТР, 14ТР ни о чем не говорят, а он как будто бы называет по именам близких людей.
— Вы знаете, в нашем троллейбусном парке трудятся уникальные мастера! — продолжает Славный. — Благодаря их золотым рукам один троллейбус проработал в городе более 40 лет. Для сравнения: завод «Шкода», чешский, дает гарантию на троллейбус 10 лет. Когда они к нам приезжали, мы им показывали эту машину. Так чехи были в полном шоке: у них и в музее таких нет, говорят.
А хранитель музея, между тем, подводит меня к очередному экспонату. Объясняет:
— Вот головка токоприемника, которая устанавливается на штанге троллейбуса. Это чешская, мертвая, а вот это наша. Чехом очень понравилось, мы им предложили, и они тоже стали делать такие — в 28 стран мира поставляли троллейбусы, а на изделии написано было «головка токоприемника симферопольская».
А еще «Крымтроллейбус» гордится тем, что вторыми в СССР перешли на бескассовое обслуживание — в 1972 году…
— Помню, народ с большим удовольствием талончики компостировал, потому что все хотели посмотреть рисуночек, — улыбаясь, продолжает Андрей Георгиевич. — Дело в том, что это как отпечатки пальцев — в каждом троллейбусе был свой рисунок, повторяющихся нет. Вот смотрите — это компостеры фирменные, заводские, а вот эти сделаны у нас, в троллейбусном парке, еще в 1971 году. Так заводские сломались через пару месяцев, их больше не закупали. А наши будут работать столько, сколько будут работать троллейбусы. Это наши мастера делали!
Много интересного я увидела и узнала в музее. Вот грузовые троллейбусы, которые 27 лет ходили по трассе ЮБК, возили стройматериалы, продукты питания… А потом стали помехой — все больше людей предпочитало ездить в Крым на машине... Вот старинный трамвайный вагон — в полный человеческий рост. Если посмотреть через лобовое стекло, то кажется, что внутренняя его часть выполнена в 3D-технологии — изображение объемное! Делюсь своим впечатлением со Славным.
— Да вы что!!! Этому музею уже 40 лет — тогда таких технологий не было! — машет он рукой. — И делал и его, и этот экспонат человек, у которого было всего 6 классов образования. Так получилось — помешала Великая Отечественная война. Но если бы он выучился, стал бы каким-нибудь академиком минимум. Наш Левша местный. Сюда приходила экскурсия профессиональных художников — они ахнули, когда я им рассказал, кто это делал. А когда приходят дети, то сразу кричат: 3D! Как и вы. (Улыбается.) Я им объясняю: ребята, когда делалось это, еще не родился тот, кто придумал 3D.
Снова улыбнулся и продолжил рассказывать о том, что в советский период «Крымтроллейбус» был единственным троллейбусным предприятием в мире, которое приносило прибыль в 1 млн долларов в год. И так на протяжении 24 лет! Или о том, что в 70–80-е годы минувшего века на трассу ежедневно выезжало 150 машин, и ходили троллейбусы с периодичностью в 2–3 минуты.
ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Я слушаю, а взгляд перемещается на стены музея, где на фотографиях запечатлена вся многолетняя история троллейбусного парка Симферополя в лицах. Работники — настоящие и бывшие, руководители, ветераны… Вдруг с удивлением замечаю знакомые черты — на черно-белом фото белокурая девушка-водитель с улыбкой киноактрисы выглядывает из окна троллейбуса.
— Не узнаете? Так это же Нина Николаевна, — вступает в разговор председатель профкома ГУП РК «Крымтроллейбус» Антонина Юрасова. В музей мы пришли вместе — предпрофкома, блондинка с фото Нина Лящук — глава республиканского комитета профсоюза работников жизнеобеспечения — и пресс-секретарь Федерации независимых профсоюзов Крыма Галина Балакина. Только вот увлекшись рассказом хранителя музея, я, словно завороженная, позабыла о существовании своих спутниц.
— Нина работала в этом троллейбусном парке водителем, я пришла в 1991 году в отдел контроля управления диспетчером, — продолжает Антонина Сергеевна. — Посмотрите на фото. Это наш ансамбль «Надежда». Видите, какие мы здесь все молодые! А пойдемте, я вам еще одну историю покажу, тоже нашего предприятия.
Мы заходим в другой зал, а там… Описать словами это сложно, но попробую. На стене зала множество портретов представителей семейных династий: фамилия, фотографии членов семей, общий стаж работы в парке.
— Это наши трудовые династии, — рассказывает Нина Николаевна. — Их 83, а общий стаж — 6365 лет. Правда, сейчас эта цифра уже больше. Посмотрите — вот эти цифры, желтые, — количество лет, проработанных той или иной династией совместно. 175 лет — на семерых. 101 — на двоих, причем она работает до сих пор, с начала ноября 1959 года. Они с мужем познакомились здесь, в троллейбусном парке, он был из первых водителей, которые начинали движение на троллейбусах. Вот тут, посмотрите, тоже пришла молодая девчонка, а сейчас зам генерального, ее муж — водитель.
Нина Лящук рассказывает мне историю практически каждой семьи, а у меня пробегает перед глазами вереница фамилий: Яковлевы, Маликовы, Алдушины, Игнатовы… И снова слышу, это уже Антонина Юрасова:
— А какие у нас таланты, какой у нас водитель Нижаловский! Вот он с гитарой. Бард, музыкант, поэт. Стихи у него изумительные! Сам пишет музыку, поет. В Алуштинском филиале у нас очень много ребят, которые сочиняют стихи и музыку. Вот это кубки, которые наши ребята завоевали на соревнованиях. Вы увидите памятник на перевале на трассе между Симферополем и Алуштой. На нем такая маленькая цифра: с 1959 года по сегодняшний день «Крымтроллейбус» перевез, это не считая зайцев, более 5,5 млрд человек. А уж если посчитать и безбилетников, то будет в два раза больше…
…По дороге из музея в профком я думала о том, что в последнее время как-то нечасто приходится встречать людей, так искренне относящихся к своему предприятию. Тем более что, несмотря на славную историю, совсем недавно именно работники и профсоюзный комитет «Крымтроллейбуса» оказались в весьма непростой ситуации. И рассказать о ней хочется совсем в другом стиле — без лирики. Ее там нет.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДРАМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТЕКТИВА
— Мы пробрались на территорию парка. Как? Один из водителей нас с оператором спрятал в троллейбусе, и мы смогли сделать съемку изнутри, чтобы показать, в каком состоянии находятся вновь полученные машины — 16 новых машин, в упаковке, в масле, стояли по полколеса в воде. Директору было необходимо доказать, что троллейбусный парк себя не окупает, поэтому в рейс их не выпускали. Мы пошли в медпункт, где нам рассказали, что нет элементарного градусника. О том, чтобы померить давление или сделать какой-то тест водителю, и речи нет! Даже нет мыла, чтобы помыть руки! Когда мы начали брать интервью, на нас налетела охрана — огромные мужики, втроем. Я сказала: вызывайте полицию, мы будем разбираться, потому что я пришла сюда по приглашению коллектива. Они начали бить по камере, ударили меня… Я была вся в синяках. Если бы тогда в медпункт не зашли водители, не знаю, чем бы закончилось…
Это рассказывает Галина Балакина — пресс-секретарь ФНПК. Женщина с нежным лицом и нежным голосом. И даже не верится, что именно она решилась на такое рисковое мероприятие — снять фильм о том, как беззастенчиво руководитель разрушает Симферопольский троллейбусный парк. По внешности судя, ей бы о детишках и цветах делать программы…
— На маршрутах водители осторожно пускали нас в машины, — продолжает Галина Захаровна. — Люди нам рассказывали, что руководитель сделал все для того, чтобы работники начали увольняться с предприятия. Были сокращены все социальные выплаты. Не стало доплат за сверхурочные, за горную трассу, за классность, за переработки. Более того, снизили и сами оклады!
Мы сидим в помещении профкома ГУП РК «Крымтроллейбус». Небольшой, но уютный кабинет, цветы, оргтехника, папки с отчетами… Такие вот женские посиделки — предпрофкома предприятия, бухгалтер, руководитель республиканской организации профсоюза, Галина и я. Речь идет о событиях, которые происходили в этом троллейбусном парке совсем недавно — весной и летом прошлого года. Тогда коллектив предприятия и профсоюз противостояли новому руководителю, очевидно, поставившему цель развалить один из филиалов «Крымтроллейбуса» — симферопольский. (В ГУП РК «Крымтроллейбус» — еще 2 филиала. Один расположен в Алуште, другой в Ялте. Но там подобных проблем не было.)
— У нас действовал отличный коллективный договор с хорошим соцпакетом, — вступает в разговор председатель профкома Антонина Юрасова. — Когда пришел новый гендиректор Александр Швейкус, он каждую строку нашего колдоговора стал отрицать, мол, этого делать не будем. Потом началось страшное дело — он стал уничтожать центральные ремонтные мастерские (ЦТРМ). Там производственная база была очень хорошая. Но гендиректор начал сокращать квалифицированных работников — слесарей! (Тех самых умельцев, о которых рассказывал хранитель музея! — Н.К.)
Надо сказать, что тогда профкому удалось защитить всех работников, состоящих в профсоюзе. И ни один из них уволен не был — всем нашли работу в филиалах предприятия. Но на этом проблемы не закончились. Троллейбусы попросту перестали выпускать на линию в дневные часы — город оставался без общественного транспорта. Шли слухи, что скоро весь электротранспорт заменят автобусами. И это в курортной зоне!
— Пересменка была раньше на конечных, и там врачи проверяли водителей, — продолжает рассказ Нина Лящук. — У нас не было никогда пустых пробегов, нулевых. А тогда медицинские работники были сокращены до минимума, осталось 2–3 человека на территории. И водители были вынуждены каждый раз заезжать в парк. А это — пустой пробег! Пришли новые троллейбусы — их на линию не выпускали, старые — отправили в ремонтные мастерские. В итоге на линию выходило всего 30–40 машин — остальные водители сидели в диспетчерской. На трассу Алушта — Ялта наших водителей не выпускали совсем. Откуда деньги, откуда зарплаты у людей?!
Конечно, люди были недовольны и пытались поговорить с руководителем. Была создана инициативная группа — да все зря. Г-н Швейкус был недоступен. На вопрос председателя профкома “Почему?” ответил просто: «А где ты здесь людей-то увидела?» Но и профсоюзная сторона, и работники не сдавались — писали обращения во все инстанции, от общественности в социальных сетях до руководства отраслевого профсоюза и главы Республики Крым, обратились в прокуратуру. В ответ на предпрофкома Антонину Юрасову началась настоящая охота.
— Мне пришлось взять отпуск. Грозились, что на территорию меня не пустят. Мне пришлось сменить телефонный номер, потому что пошли угрозы, — продолжает она. — И когда я видела, что звонят с московских номеров, которых я не знаю, просто не брала трубку. Потому что угрозы были страшные. А вопрос все не решался — в Министерстве транспорта у нашего бывшего гендиректора была мощная поддержка.
Вот тогда-то и возникла идея — снять фильм, который покажет реальную ситуацию, возникшую в Симферопольском троллейбусном парке. Несмотря на практически детективную историю, которая произошла во время съемки, это удалось сделать с помощью Федерации независимых профсоюзов Республики Крым. Профсоюзную программу крутили в эфире постоянно, соцсети разрывались комментариями. И только тогда с работниками троллейбусного парка начали говорить. А потом…
«В связи с многочисленными жалобами трудового коллектива ГУП РК “Крымтроллейбус”… а также претензиями со стороны прокуратуры Республики Крым и других правоохранительных органов, директор данного предприятия, господин Швейкус, будет уволен с занимаемой должности. Если человек не может организовать работу, пусть идет проверять свои профессиональные навыки в другом месте», — написал глава Республики Крым Сергей Аксенов на своей странице в «Фейсбуке» 5 августа 2016 года.
Это была настоящая победа профсоюзной организации и всего коллектива троллейбусного парка, которые в течение нескольких месяцев пытались спасти предприятие от развала.
ДОЛГОЖДАННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
— Вы даже не представляете, как это было! Когда был прежний директор, мой муж — он водитель 1-го класса — 14 500 получал всего, сидел в диспетчерской, — вдруг подала голос Аня — молодая девушка, бухгалтер профкома. И я вдруг увидела, что в ее глазах блестят слезы. — А сейчас все налаживается. И зарплата у мужа — около 40 тысяч!
На фото: генеральный директор ГУП РК «Крымтроллейбус» Ростислав Попов считает, что сотрудничество руководства предприятия и первичной профорганизации просто необходимо, а достигнутые между ними договоренности нужно выполнять. И это не только слова. С его приходом на предприятие ситуация в фактически разваленном прежним руководством Симферопольском филиале «Крымтроллейбуса» стала постепенно меняться к лучшему. Людям вернули все положенные по ТК РФ выплаты, снова стали выполняться условия коллективного договора. Развивается и сам парк — появились новые машины, увеличивается количество маршрутов парка и качественно меняются условия труда.
Потом в разговоре с работниками парка я узнала, что действительно с приходом нового генерального директора — Ростислава Попова — все изменилось в лучшую сторону.
— Заработная плата на сегодня у нас неплохая, — констатирует Владимир Баклыков, начальник филиала «Симферопольский троллейбусный парк». — Водитель 1-го класса может заработать и 35 тысяч рублей, и 40 тысяч, все зависит от выполнения планового задания — это реализация билетов, количество перевезенных пассажиров. А у механиков, у тех, кто занимается ремонтом, обслуживанием, все зависит от разряда и объема работы — получают и 25, и 28, и 32 тысячи.
С ним согласна и председатель профкома:
— Людям были возвращены все выплаты — и сверхурочные, и ночные, классность и совмещения, — с гордостью говорит предпрофкома предприятия. — Условия колдоговора выполняются. Троллейбусы теперь ходят опять с конечных остановок в обязательном порядке, и водители пересменку делают там. Вернули медсестер на конечные станции, чтобы водители не ездили в парк. Зарплата увеличилась, потому что машины вышли на маршруты. А с 1 февраля она выросла еще на 10 процентов. Сейчас закупили еще 30 автобусов, нам поставили по лизинговой программе. И они уже вышли на линию. Много перемен!
Естественно, мне захотелось познакомиться с новым руководителем, сумевшим за короткий, в общем-то, срок — 7 месяцев — так изменить условия работы людей и выстроить отношения с профкомом. И вот мы уже в кабинете Ростислава Николаевича говорим о будущем предприятия и о том, что уже сделано. Кабинет обычный, без «наворотов» и изысков — рабочий. Впрочем, как и наш разговор.
Тут стоит отметить, что в Симферополь Попов приехал из успешного города Сочи, где руководил автотранспортным предприятием. Только вот ситуация на нем разительно отличалась от той, что сложилась на ГУП РК «Крымтроллейбус». А потому первое, что захотелось спросить, — об ощущениях от работы на новом месте. И я спросила.
— Как я себя чувствую? Ответственность есть, — ответил гендиректор. — Просто я чувствую людей, мне так кажется. Их боль. И мне хочется помочь, исправить сложившуюся в симферопольском парке ситуацию. Я ее, конечно, немножко по-другому вижу, чем коллектив, потому что у меня свежий взгляд, я пришел со стороны и вижу первопричину того кризиса, который здесь был: частая смена директоров, отказ руководства разговаривать с людьми, разъяснять им положение вещей.
Он рассказал, что в республике сменилось руководство Министерства транспорта и фактически идет становление отрасли. При этом выплаты и обязательства со стороны государства перед «Крымтроллейбусом» выполняются. Более того, предприятие получило 102 новых машины и в ближайшее время получит еще 9. Однако при этом возникает другая проблема…
— Мы получили новые и мощные машины, а контактная сеть у нас слабая, ей больше 40 лет, износ там 90%, и эту проблему тоже нужно решать, а денег пока не хватает, — констатирует Попов.
— Но на повышение зарплаты работникам деньги нашлись? — спрашиваю я.
— Да, это мы сделали в рамках коллективного договора. Профсоюз нас держит в тонусе, — улыбается Ростислав Николаевич. — Потому что можно увлечься модернизацией — а там их ждут семьи, у кого-то есть кредиты, надо платить. Поэтому — да, повысили, как смогли. А денег нам нужно очень много, здесь же непочатый край работы! Филиалы предприятия в Ялте и Алуште находятся в более стабильном положении, а Симферопольский парк, видимо, хотели попросту закрыть. Поэтому и условия работы здесь доведены до крайности, и в ЦТРМ тоже. То, что возможно в рамках зарабатываемых нами средств, мы делаем.
Как рассказал Ростислав Попов, главная задача сейчас — улучшение условий труда. В троллейбусном парке уже появились новые бытовки и туалетные комнаты, на очереди — ремонтные мастерские. В них планируют заменить душевые, туалетные комнаты и раздевалку.
— Там действительно ситуация плачевная. Можете поверить мне на слово, там просто когда люди принимают душ — стоят по щиколотку в воде, она даже не уходит, грязь, грибок и прочее. Надо это исправить, и мы это сделаем.
Мы с представителями профсоюза еще долго разговаривали с генеральным директором о проблемах предприятия, да и отрасли электротранспорта в целом. О засилье частников и необходимости поднять цену на билеты: «Придется, хотя бы на 2 рубля! Хотя если бы вдвое — мы бы себя совсем по-другому чувствовали, но…» (Сейчас билет на троллейбус стоит 12 рублей.) О необходимости решать жилищный вопрос. О том, что в планах симферопольского филиала — дальнейшее его развитие, создание новых маршрутов. И о том, каким образом профком мог бы еще взаимодействовать с руководством, например, разъяснив работникам необходимость участия в программе добровольного медицинского страхования… А потом мы пошли на территорию троллейбусного парка.
К СЛОВУ О НАСТРОЕНИИ
Действительно, территорию симферопольского парка назвать образцовой весьма сложно. Но радуют глаз ряды новеньких белых троллейбусов, которые совсем скоро выйдут в рейс. Чистенькие, блестящие! А главное — настроение людей, с которыми мне удалось пообщаться. Наверное, общее мнение большинства работников филиала можно выразить словами одного из них — старшего мастера цеха техобслуживания Симферопольского троллейбусного парка Михаила Швайко.
— Улучшение произошло безусловное, — поделился он своим отношением к происходящему. — Атмосфера и в коллективе, и в целом на предприятии стала позитивной с приходом нового гендиректора. Она стала рабочей и более человечной. И еще я думаю, что в исправлении ситуации наша профорганизация сыграла одну из первый ролей. Я не считаю, что все закончилось полной победой, но шаги вперед определенно есть.
На этом, я полагаю, можно закончить историю о том, как благодаря действиям профсоюзного комитета и работников удалось спасти крупное предприятие от фактической ликвидации. А благодаря отношению нового руководителя к своей работе и людям, надеюсь, в ближайшем будущем Симферопольский троллейбусный парк выйдет на новый виток развития…
И, кстати, это только первая часть истории, потому что генеральный директор и председатель профсоюзного комитета предприятия пригласили «Профсоюзный журнал» через год снова побывать в Симферополе и узнать, как изменилась жизнь парка.
Свежие комментарии