На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Что в приоритете - жизнь граждан или контроль над ней

ПОВОД И РЕШЕНИЕ Согласно сообщению РБК от 24 мая, ускорить принятие законопроекта по глобальной системе “Безопасный город” было решено 13 мая на заседании межведомственной комиссии. Причиной указывается недавний расстрел в казанской школе. Как стало известно, уличные камеры видеонаблюдения не были подключены к системе “искусственного интеллекта”. Такая система, зафиксировав действия вооруженного человека, смогла бы оценить их и предупредить силовые структуры. Новый закон должен заставить региональные власти отвечать за неработающие элементы “Безопасного города”. Также законопроект предусматривает создание оператора системы - публично-правовой компании “Безопасный город”, учредителем которой будет МЧС. Оператору предстоит обеспечивать работу системы, координировать деятельность всех органов и организаций РФ по ее созданию и функционированию и т.п. Проект закона уже отправился на согласование в профильные ведомства, а в июне окажется на рассмотрении в Госдуме. Уже 25 мая информационное агентство Regnum со ссылкой на правительство региона сообщило, что в Южно-Сахалинске с помощью “Безопасного города” с начала этого года не только раскрыли 193 преступления, но и выявляли в пиковый период пандемии нарушителей самоизоляции. На них было составлено 152 протокола об административных правонарушениях. Итак, работа над “Безопасным городом” из сферы более или менее успешной деятельности местных властей переводится в режим централизованного контроля. При этом региональные власти на практике демонстрируют немалые возможности уже действующих элементов системы. Остается понять, чего ждать от “Безопасного города” рядовому жителю России. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА Разработка и внедрение системы “Безопасный город” стартовали в 2007 году, с тех пор затраты на нее составили около 100 млрд рублей. Нынешняя концепция системы возникла в 2014 году. Ее основная цель - собрать разрозненные аппаратно-программные комплексы, отвечающие за безопасность. Около 150 систем будут объединены в четыре функциональных блока: транспортная безопасность, экологическая безопасность, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств. Аналитические модели системы должны будут минимизировать ошибки, вызванные человеческим фактором. Ее снабдят прогнозными моделями и готовыми сценариями реагирования на чрезвычайные ситуации. Развертывание ключевых систем “Безопасного города” по России в течение пяти лет должно обойтись примерно в 97 млрд рублей. ПОДДЕРЖКА И ДЕНЬГИ Прошлой осенью в материале “Прозрачный гражданин” мы упомянули цифру, произнесенную весной 2020 года на заседании Мосгордумы. Так, в столичной системе “Безопасный город” зарегистрировано около 178 тыс. камер видеонаблюдения. Теперь мы можем дать ответ на вопрос, поставленный в той публикации: да, это было только начало. Согласно декабрьскому письму к премьер-министру Михаилу Мишустину главы МЧС Евгения Зиничева, на которое ссылаются “РБК” и “Коммерсант”, проект внедрялся в 40 регионах “неравномерно, с использованием разных технических решений”. Теперь же настало время для системного подхода. Интересные подробности можно было узнать 12 мая, то есть днем раньше заседания межведомственной комиссии, упомянутого в начале статьи. Так, в ходе XIII Международного салона “Комплексная безопасность - 2021” на стенде “Национальной компьютерной корпорации” (НКК) и “НПО РусБИТех” прошли круглые столы “Технологическая платформа” и “Технологии умного города: умный дом, умный город”. Их модератором стала генеральный конструктор “Безопасного города” Оксана Якимюк. Доступная в сети видеозапись круглых столов предельно четко демонстрирует, что проект “Безопасный город” давно прошел стадию деклараций и обсуждений. Вопросы по его реализации решаются на уровне министерств конкретными постановлениями. В частности, директор департамента Минпромторга Василий Шпак в своем выступлении поблагодарил руководство страны за предоставленные финансовые возможности - инвестиции и субсидии на разработку оборудования - и перечислил ряд мер поддержки. Например, это постановление правительства РФ от 17.02.2016 № 109 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры”. Или свежее постановление правительства РФ от 16.12.2020 № 2136 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение мероприятий по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области средств производства электроники”. Василий Шпак упомянул и другие меры, которые скоро вступят в силу. По его словам, соответствующие акты будут подписаны в ближайшее время - до конца июня. Обрисовал Шпак и финансовую привлекательность проекта: - Для отрасли это очень большой рынок, на наш взгляд, это триллионы. МНЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ В конце прошлого года генеральный конструктор “Безопасного города” Оксана Якимюк в интервью сетовала: когда приехавшему в Ростов президенту показали центр мониторинга с выведенными на экран изображениями с 450 камер наблюдения, в сознании многих граждан возник знак равенства между “Большим братом” и “Безопасным городом”. По словам Якимюк, создание безопасной, комфортной среды не требует повсеместного видеонаблюдения. Порой достаточно осветить темный переулок фонарем, а где-то вместо камеры установить ее муляж. С этими доводами можно было бы согласиться, если бы не число систем, которые объединит “Безопасный город”, и объем данных, который получит человек “по ту сторону камеры”. Это будет сведенная воедино и обработанная искусственным интеллектом информация от каждого контролирующего устройства каждой структуры мегаполиса. То есть - от камеры дорожного видеонаблюдения до датчика городской газовой сети. Поневоле вспоминается слоган экранизации комикса о защитниках человечества “Хранители” (Watchmen): “Who watches the Watchmen?” В вольном переводе - “Кто наблюдает за теми, кто охраняет нас?”. Спросим себя, насколько мы можем быть уверены в тех, кто будет наблюдать за нами с помощью “Безопасного города”? - Как в западном мире, так и в восточных обществах сейчас происходит конвергенция самых худших практик, по сути, тотальная слежка за гражданами так или иначе реализуется по всем направлениям, - анализирует ситуацию секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. - Любая цивилизация, любое общество всегда балансирует между двумя рисками, между двумя вызовами - безопасностью и свободой. Здесь возникает вопрос баланса интересов общества и гражданина. Мое мнение: в ближайшее время все-таки защита общественных интересов будет превалировать. Для России это вообще характерно. Можно к этому относиться как к чему-то плохому, но вопрос безопасности в целом - это вопрос фундаментальный для любого человека. Все остальные интересы возникают позже. Прежде всего человек хочет сохранить свою жизнь. И когда эта жизнь находится в опасности, он готов жертвовать какими-то своими интересами. - Даже не говоря о каких-либо незаконных митингах, мы можем зафиксировать тот факт, что количество спецсредств, с помощью которых отслеживают перемещение граждан, увеличилось, - отметил зампредседателя ФНПР Александр Шершуков. Каким рисуется положение рядового гражданина в условиях, когда государственные и негосударственные корпорации вооружаются все более серьезными технологиями? В ряде сфер жизни ситуация вызывает беспокойство. Так, у служб финансового мониторинга стало больше способов отследить движение денег, причем в отношении не только организаций, но и конкретных граждан. Известно, что правительственные и другие корпорации владеют программными средствами, отслеживающими поведение людей в социальных сетях. Изучается публичная позиция по тем или иным, не только политическим, вопросам. Но если корпорации заинтересованы в человеке как потребителе, то государственные структуры, и не только нашей страны, стремятся характеризовать человека в социальных сетях как благонадежного или неблагонадежного гражданина. - В принципе, весь этот комплекс проблем выглядит достаточно тревожно, - считает Александр Шершуков. - Причина здесь не только в возможных подозрениях насчет того, что власть каким-то образом воспользуется этими данными, ограничивая права и свободы граждан. Просто практика показывает, что данные хранятся ненадежно. Мы регулярно сталкиваемся с утечками из баз данных сведений о паролях, банковских счетах и другой критически важной информации. Очевидно, что все большая прозрачность человеческой жизни ради ее безопасности - это основное направление, по которому идет человечество, не только в нашей стране. А станет ли это для человечества положительным или отрицательным фактором, я думаю, мы узнаем через некоторое время. Сегодняшнее положение дел в этой сфере - ситуация из серии “не попробуешь - не узнаешь”.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх