МИЛЛИОН БЕЗ ОХРАНЫ ТРУДА 20 сентября этого года в результате стрельбы в Пермском государственном университете погибли шесть человек и 24 пострадали, в том числе охранник. Он стал первой жертвой сумасбродного стрелка - студента этого вуза. 18-летний Тимур Бекмансуров прямо через дверь, не заходя в помещение, выстрелил в охранника.
Тот исполнял свои трудовые обязанности, когда получил огнестрельное ранение, - значит, имел место несчастный случай на производстве. Это следует из трактовок Трудового кодекса РФ и постановления Минтруда России от 24.10.2002 № 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”. В связи с произошедшим хотелось бы затронуть несколько моментов. В нашей стране охранные функции выполняет множество структур с различной подчиненностью и правовым положением. В Федеральной службе охраны России, военной полиции, Министерстве внутренних дел, Росгвардии этим занимаются военнослужащие и сотрудники, имеющие звания рядового и начальствующего состава (носящие погоны). В гражданских структурах, оказывающих охранные услуги, занято около миллиона (!) человек, преимущественно мужчин трудоспособного возраста. В их числе работники ведомственной охраны в Минтрансе, Минсельхозе, Минфине и еще десяти федеральных структурах. К ним же нужно добавить работников вневедомственной охраны (раньше МВД России, сейчас - Росгвардии) и частных охранных организаций (ЧОО, бывшие ЧОП). А еще есть сторожа, вахтеры, швейцары, контролеры, консьержи и разные дежурные в штатах предприятий. Особая категория - телохранители. В последнее время среди них много женщин, которых состоятельные люди нанимают своим женам и возлюбленным. Экспертный опрос показал, что никто из охранников с детства не мечтал об этой профессии. Она скорее вынужденная - сменная, малоинтересная и непрестижная, с низкой оплатой и высоким риском. Такую работу выбирают, если не получается найти другую, по специальности, или некуда устроиться в своем населенном пункте. Неслучайно в этой сфере труда (особенно в ЧОО) процветает “вахтовый” режим работы, когда люди, приехавшие из регионов в столицу или другие крупные города, неделями и месяцами несут службу по охране объекта. ТАСС приводит слова министра финансов РФ Антона Силуанова из его лекции в Финансовом университете при правительстве РФ: “Говорят, что Россия - страна охранников. Куда ни пойдешь - везде работают охранные агентства. Для чего? Для обеспечения безопасности”. Да, это так. Но могут ли они обеспечить безопасность окружающих, да и свою тоже? НА ЗАЩИТУ ЗАКОНОМ ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА Приказом Минтруда России от 19.11.2020 № 815н утверждены Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества. Там сказано, что “источниками профессионального риска повреждения здоровья работников может быть воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе: противоправных действий других лиц, пожара или взрыва” и т.д. Наличие вредных и (или) опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью работника охраны, определяется в соответствии с законом “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Любому понятно, что при проведении спецоценки нельзя определить, произойдет ли нападение, будет ли на объекте взрыв или пожар. Так что эти и другие опасные факторы, характерные для рабочего места охранника, как правило, не учитываются. Если их наличие брать во внимание, то условия его труда следует отнести к IV классу, то есть к опасным. Напомним, что лицам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях, полагается трудиться не больше 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Им гарантируется минимум семь календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а минимальное повышение оплаты труда для них составляет 4% от оклада работников с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ). Прямо отметим, это невыгодно как работодателям - руководителям охранных структур, так и организациям, которым они представляют охранные услуги на договорных началах. Ибо для обеих сторон это ведет к повышению расходов. В соответствии с законодательством, СОУТ должен организовывать работодатель - руководитель охранной структуры. Но тут возникает ряд новых проблем. Рабочее место охраннику предоставляет заказчик охранной услуги. Зачастую оно не соответствует даже элементарным требованиям охраны труда, но руководитель ЧОО вынужден соглашаться с такой ситуацией. Да, теоретически он может отказаться от заключения договора, но высокая конкуренция и демпинг цен не дадут это сделать. Иначе наниматель найдет другие, более податливые и сговорчивые ЧОО. Заказчик, в свою очередь, тоже не заинтересован в проведении СОУТ для охранников, которые не состоят в штате его организации. Оплачивать услуги коммерческой структуры, которая проводит спецоценку, затратно, поэтому работодатели - руководители охранных организаций идут на всякие ухищрения, лишь бы ее не проводить. Или - проводить формально, оценивая только рабочие места аппарата охранной структуры (руководителя и бухгалтера). СОУТ должна проводиться раз в пять лет, а договор на оказание охранных услуг, как правило, заключается на год. Руководитель охранной структуры не знает, продлят ли с ним договор на будущий год, особенно когда имеют место конкурсные процедуры (тендер). В результате спецоценка во многих случаях носит формальный характер и проводится для галочки. Многие другие позиции ТК РФ, касающиеся охраны труда, тоже остаются лозунгами без применения на практике. Это касается режима труда и отдыха, прохождения медицинских осмотров, обучения по охране труда, создания служб охраны труда. Даже бронежилеты и шлемы, которые в ряде случаев должны использоваться охранниками при несении службы, не относятся к средствам индивидуальной защиты. Такому положению способствует устаревшая законодательная база. Например, закон “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” от 11.03.1992 № 2487-1 был принят раньше, чем Конституция РФ. В нее уже внесли изменения, а охранная деятельность по-прежнему строится на устаревшем законодательном акте непопулярных 90-х годов. Да, Россия - страна охранников. Мы пытаемся большим числом охранников с низкими зарплатой и социальной защищенностью обеспечить надежную защиту, в том числе объектов с массовым пребыванием людей. Но не зря известная пословица гласит: “Хорошо дешево не бывает”. * * * У федеральной инспекции труда, образно говоря, руки не доходят до контроля за охранными структурами - организациями малого бизнеса. Их можно проверять только в ограниченных случаях. Росгвардия, которая по своему статусу имеет отношение к охранным структурам, многого не замечает. Или делает вид, что не замечает. Не могут помочь и профсоюзы, ибо в большинстве таких структур их нет или они “карманные”. ЧП, которое имело место в Перми, к сожалению, не первый инцидент такого рода. Они были и раньше. Каждый раз все бурно “выпускают пар” возмущения, в том числе в сторону охранников, но ничего не меняется. А очень бы хотелось, чтобы перемены наступили, ведь жизнь и здоровье людей - безусловный приоритет.
Свежие комментарии