На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Кражу шапки расследуют строже, чем смерть работника

Статья 210 ТК РФ утверждает, что основное направление государственной политики в области охраны труда - обеспечить приоритет сохранения жизни и здоровья работников. В этом ключевой принцип охраны труда, а главная задача - не допустить несчастных случаев с работниками, пока они исполняют свои трудовые обязанности.
Несмотря на меры, принимаемые властными структурами, работодателями, профсоюзами, органами государственного надзора и другими организациями, несчастные случаи все-таки имеют место. Их тысячи, в том числе смертельных и тяжелых. От них гибнут или становятся инвалидами трудоспособные люди, многие из которых единственные кормильцы в своих семьях. Чтобы таких инцидентов не было, их надо качественно расследовать, анализировать причины и вырабатывать меры профилактики. Это - аксиома, которую никто не будет оспаривать. В статье 228.1 ТК предусмотрено, что при тяжелом несчастном случае, групповом (два человека и более) или со смертельным исходом “работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме” в Государственную инспекцию труда (ГИТ) субъекта РФ и другие организации, перечень которых определен ТК РФ. Чтобы работодатель (его представитель) направил такое извещение, он должен располагать информацией о том, что травма работника относится к разряду тяжелых. Сам работодатель установить это не может, ему необходим подтверждающий документ из лечебного учреждения. Удастся ли работодателю уложиться в суточный срок, установленный законодательством? На практике складывается по-разному.
В такой ситуации работодатель, особенно если он чувствует какую-то свою вину, пытается правдами или неправдами отнести травму к разряду легких. Тогда не надо информировать о происшедшем ГИТ и другие структуры. РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ОСТЫВШИМ СЛЕДАМ Напомним, что легкий несчастный случай расследует комиссия с участием работодателя или назначаемая им. Это, по сути дела, внутреннее расследование, полнота, качество и объективность которого во многом зависят от позиции работодателя. По таким несчастным случаям, образно говоря, сор из избы не выносят. Если несчастный случай - смертельный, тяжелый или групповой, его расследование “по горячим следам” тормозится. Почему? Работодатель в данном случае должен получить информацию о конкретном представителе ГИТ, который будет возглавлять комиссию по расследованию несчастного случая, и только после этого можно будет издать приказ о работе и составе комиссии. Однако ГИТ субъекта РФ - не пожарное подразделение. Это пожарные по закону должны прибыть на пожар через 10 минут в городе или 20 минут в сельской местности. Здесь все по-другому. Пока сработает бюрократический механизм согласования и представитель ГИТ прибудет на место несчастного случая, пройдут сутки, а то и двое. Это реально, учитывая размеры нашей страны и ее регионов - субъектов Федерации. Инспектору ГИТ иной раз надо преодолеть не одну сотню километров. Зимой, в половодье, при дефиците дорог это особенно сложно и требует значительного времени. Вот и получается, что назначаемая работодателем комиссия с участием представителя ГИТ начинает расследовать смертельные, тяжелые и групповые несчастные случаи с большой задержкой. Работодатель, в соответствии с ТК РФ, должен “сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия)”. Но двое-трое суток сохранять неизменной обстановку на месте несчастного случая сложно. Поэтому инспектор ГИТ оказывается в положении “свадебного генерала” и вынужден полагаться на информацию, которую предоставили работодатель и специалист по охране труда (член комиссии по расследованию несчастного случая). Следует понимать, что для работодателя уже сам факт такого происшествия подтверждает брак с его стороны. В этой связи сложно рассчитывать, что работодатель и его специалист по охране труда будут выставлять напоказ свои упущения. Все будет с точностью до наоборот. К приезду представителя ГИТ все возможные огрехи будут устранены. Между тем пострадавший обычно находится в тяжелом состоянии в больнице. Его родственники (особенно в случае смерти) испытывают шок от происшедшего, им не до участия в расследовании. Более того, они рассчитывают на помощь и милосердие работодателя. Это делает их снисходительными и зависящими от него. Когда героя популярного анекдота спросили - сколько вместе будет 0,5 и 0,5, он честно ответил: “Не знаю, но нутром чую - литр”. Так и в нашей ситуации. Все “чуют”, что такое расследование не может быть независимым и объективным. Но предпочитают этого не замечать, чему способствует законодательная норма, по которой работодатель утверждает итоговый документ расследования - акт о несчастном случае. При этом есть возможность для торга, для использования “резиновых” формулировок, в чем активно помогают “специалисты-эксперты”, услуги которых работодатель оплачивает. НАДО ПРИВЛЕКАТЬ ПОЛИЦИЮ Объективность и качество расследования несчастных случаев (а происходят они не только на производстве) - сложная и многоаспектная тема. Хотелось бы провести параллель с расследованием несчастных случаев с обучающимися. Это регулируется статьей 41 закона “Об образовании в РФ” от 29.12.2012 № 273-ФЗ и приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602, которым утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Этот документ прошел правовую экспертизу и государственную регистрацию в Минюсте России, что делает его требования обязательными для всех образовательных организаций. В Порядке четко указано, что о несчастном случае с обучающимся необходимо проинформировать территориальный орган МВД. Полиция - это наиболее оперативная и мобильная служба, подразделения которой есть в каждом городе (районе). Даже в отдаленном населенном пункте есть ее представитель - участковый уполномоченный. Полицейские способны оперативно выезжать на любые происшествия, в том числе связанные с несчастными случаями, особенно смертельными, тяжелыми и групповыми. Имея специальную подготовку, они могут качественно оформлять необходимые материалы - составить протокол осмотра места происшествия, взять объяснения, сделать фото и видеосъемку и не только. Например, полиция может направить лицо, причастное к несчастному случаю, на медицинское освидетельствование на предмет потребления спиртных напитков, наркотических или психотропных средств и т.д. Может ли работодатель или представитель ГИТ качественно, в полном объеме и в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ выполнить тот же набор действий, что и сотрудники полиции? Не говоря уже о том, что у полиции больше полномочий и возможностей для оперативного прибытия на место происшествия и оформления первоначальных действий по его расследованию, чем у представителя Госинспекции труда. *   *   * По общественной значимости смерть здорового человека на работе или получение им увечья, делающего пожизненным инвалидом, и мелкая кража - несопоставимы. Но если на предприятии в раздевалке украли шапку или сумку, то полиция быстро приедет, будет разбираться и составлять документы. При несчастном случае с обучающимся полицейские тоже обязаны прибыть на место происшествия и начать расследование. А если несчастье происходит с работником, то почему-то приходится наблюдать другую картину, другой стандарт. Почему-то все отдается на откуп работодателю и представителю ГИТ, который, подчеркнем, не обладает правами органа дознания и по объективным причинам нередко прибывает с большой задержкой по времени.

 

Ссылка на первоисточник
наверх