На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дэб Юг
    Профсоюзы - это не политика , это - культура, и должны восприниматься управленцами, как церцовь, или, как культ лично...Что ждет профсоюз...

Госконтроль сдал позиции в охране труда

НЕОПТИМИСТИЧНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ При содействии бизнеса и работодателей 26 декабря 2008 года был принят закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” № 294-ФЗ. Вольно или невольно из его названия и содержания усматривается, что должностные лица органов госконтроля (надзора), действующие согласно законодательству и в интересах общества, не очень хорошие люди. Они-де мздоимцы, а весь бизнес - белый и пушистый, все соблюдает и выполняет. Подчеркнем, недобросовестные люди есть везде. Но бизнес оказался проворнее госструктур, и лозунг о том, что его не надо кошмарить, уже несколько лет остается в моде. За годы существования этого закона в него было внесено 78 (!) поправок, основная часть которых направлена на дальнейшую защиту предпринимательского сообщества и ограничение прав органов государственного надзора. Такая ситуация не могла не сказаться на профсоюзном контроле. Профсоюзам тоже пришлось учитывать новые реалии. Общеизвестно, что аппетит приходит во время еды. Так и бизнес желает еще больше ограничить права и возможности органов госконтроля (надзора). С этой целью 31 июля 2020 года был принят закон “Об обязательных требованиях в РФ” № 247-ФЗ. Его основные положения вступили в силу 1 ноября 2020 года. Он применяется в том числе вместе с законом № 294-ФЗ, требования которого действуют до 2024 года. Отметим, что закон № 247-ФЗ - многостраничный документ, сложный для восприятия. Он предусматривает новые концептуальные и оптимизированные подходы к организации госконтроля (надзора). Его задача - определить правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах РФ. Кроме того он определяет полномочия различных структур в данном вопросе, а также порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. В нашей стране слово “оптимизация” традиционно ассоциируется с сокращением всего и вся. Законы, указанные выше, сокращают количество проверок, их продолжительность и число требований, подлежащих обязательному исполнению. Это затрагивает сферу трудовых отношений, в частности охрану труда. Сегодня функции государства в сфере обязательного регулирования неуклонно урезаются. Ситуацию можно представить в виде весов, на которых свобода действий работодателя стремительно перевешивает его уменьшающийся груз ответственности. Это отчетливо видно на примере расследования несчастных случаев с работниками. Во многих таких случаях работодатель что-то нарушил, не проконтролировал или не сделал, однако он сам назначает состав комиссии по расследованию и оплачивает услуги привлеченных им же экспертов. А главное, он утверждает акт о несчастном случае. С трудом верится, что с такими возможностями работодатель признает себя виновным в случившемся. Скорее, обвинен будет работник, а если не он, то его бригадир или даже специалист по охране труда. ПРАВИЛА НЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ… Положения нормативных правовых актов в соответствии с законом должны устанавливать жесткие сроки вступления обязательных требований в силу. Наряду с “регуляторной гильотиной” это обязывает все федеральные органы исполнительной власти, в чьей структуре есть органы госнадзора, в сжатые сроки пересмотреть нормативные акты, в которых изложены обязательные требования. Это коснулось и документов Минтруда России, регулирующих сферу охраны труда. Минтруду пришлось до конца 2020 года пересмотреть все правила охраны труда (они содержат набор обязательных требований) и в пожарном порядке их переиздать с прохождением правовой экспертизы и регистрацией в Минюсте России. В итоге появилось 40 приказов, утверждающих правила по охране труда по разным направлениям деятельности и отдельным отраслям экономики. Это во многом была “смена обложек” ранее изданных правил, с небольшой корректировкой их содержания в сторону снижения числа обязательных требований. Количество же действительно новых правил можно сосчитать на пальцах одной руки. О качестве обновленных правил по охране труда и их полноте говорить сложно. Надо признать, что в ситуации ограниченных сроков у Минтруда России объективно не было возможности сосредоточиться на всесторонней отработке содержания правил. Тем не менее все, кого правила касаются, должны четко выполнять их, даже если отдельные пункты вызывают сомнение. Например, пожарные могут тушить пожар в электроустановках, находящихся под напряжением до 10 тыс. вольт. Всех детей родители учат не совать пальцы в розетку, ибо это смертельно опасно. А теперь, получается, тушить водой или пеной электроустановку под напряжением до 10 тыс. вольт - неопасно для жизни или здоровья, если исходить из логики правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны (утв. приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 881н). Но укажем на один важный момент. Предварительно пожарный должен дать письменное добровольное согласие на такие действия. За глаза это согласие прозвали “распиской для начальства”, чтобы в случае гибели человека никто не нес ответственности за произошедшее. Подчеркнем, подавать огнетушащие вещества на электроустановку под напряжением до 10 тыс. вольт - не обязательное требование правил по охране труда. Все оформлено как добровольное желание пожарного идти на риск. Причем Общероссийский профсоюз работников госучреждений и общественного обслуживания, куда входят тысячи пожарных, почему-то занял в данной ситуации позицию не защитника работников, а стороннего наблюдателя. В этой связи возникает вопрос: а много ли найдется желающих выполнять такие “хитрые” требования правил охраны труда? Где гарантия, что завтра “передовой” опыт получения добровольного согласия на выполнение работ повышенной опасности не перенесут на водолазов, медиков, каскадеров, летчиков и людей других профессий, чей труд сопряжен с опасными факторами? Прямо признаем, такой подход удобен для работодателей, ибо он снимает с них всякую ответственность за несчастье. …И ОПАСНОСТЬ БЕЗ ПРАВИЛ Нельзя обойти стороной другую проблему. Утвержденных в установленном порядке правил по охране труда нет во многих важных отраслях экономки: в просвещении, спорте, туризме, торговле, гражданской авиации, металлургической, угольной, горной промышленности, в спасательных формированиях и т.д. То есть для одних категорий работников правила по охране труда с обязательными требованиями есть, а для других - нет, и появятся ли - вообще неясно. Такая ситуация деления, образно говоря, на сынков и пасынков разумению не поддается. Вместе с тем Минтруд России разработать все необходимые правила охраны труда не в состоянии, а профильные федеральные органы исполнительной власти и другие структуры этим не озабочены. Так, Минобрнауки России в соглашениях с отраслевым профсоюзом дважды обязывался разработать государственные нормативные требования охраны труда для подведомственных учреждений. Однако дальше красивых обещаний дело не пошло. Несложно догадаться, что профсоюзы при отсутствии правил по охране труда, утвержденных на федеральном уровне, не имеют предмета и оснований для качественного контроля в этой сфере со своей стороны. *   *   * Сегодня при отсутствии правил по охране труда (и при минимуме обязательных требований в них) принято все проблемы решать через оценку профессиональных рисков. Еще не вступили в силу обновленные требования ТК РФ по профессиональным рискам, а интернет уже кишит предложениями коммерческих структур провести оценку, даже в космосе. Может быть, лучше опуститься с заоблачных высот на землю и четко определиться с нормативной базой по охране труда?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх